Слютер


Слютер
, Клаус (Sluter, Claus) 1340/1350, Харлем — 1405/1406, Дижон. Нидерландский скульптор. Годы учения провел предположительно во Фландрии и Брабанте. В 1379—1385 состоял в гильдии архитекторов, скульпторов и каменотесов Брюсселя. С 1385 работал в столице Бургундии Дижоне при дворе герцога Филиппа Смелого, будучи помощником придворного архитектора и скульптора Жана де Марвиля. После смерти последнего (1389) стал его преемником по руководству скульптурной мастерской. Все известные произведения Слютера находятся в Дижоне и исполнены из камня. В историю европейской скульптуры Слютер вошел как мастер-монументалист, создатель пластического декора церкви-усыпальницы герцогов Бургундских в монастыре Шанмоль в Дижоне. Свою работу он начал с украшения портала церкви (1389—1397). Общая композиция была разработана предшественником Слютера Ж. де Марвиль. Она восходит к характерному для живописи того времени мотиву предстояния заказчиков перед Мадонной. В отличие от свойственного скульптуре готических порталов многолюдья мастер ограничился всего пятью фигурами. В центре — статуя Мадонны с Младенцем. Она находится на высоком постаменте и обрамлена темными створами врат. Это изваяние — главный источник благочестиво-набожной атмосферы всей сцены. На боковых стенах портала — те, для которых предназначена усыпальница, — коленопреклоненные герцог Филипп Смелый и его жена Маргарита Фландрская, молитвенно обращающиеся к Деве Марии. Рядом с ними величественно возвышаются их святые заступники — Иоанн Креститель и св. Екатерина. Мощная пластика фигур, избегающая мелочной деталировки, отличает художественный почерк мастера. Здесь нет той дробной и суетливой трактовки поверхности, которая свойственна большинству скульптур той поры. Позы героев ясны и выразительны. Одежда величаво ниспадает крупными складками, лишь изредка собираясь в узлы, подчеркивающие движения и многозначительные жесты изображенных. Каждая из фигур связана со стеной, но все они воспринимаются самозначимыми скульптурными образами благодаря тому, что мастер обособляет важнейшие части статуй от архитектурной плоскости здания. Еще более уникальным для своего времени является другое монументальное произведение Слютера — т. н. Колодец пророков (1395—1406), располагавшийся во внутреннем дворе монастыря Шанмоль (ныне — Дижон, Музей изящных искусств). Это один из первых, не связанных с архитектурой скульптурных памятников Северной Европы. Композиция, дошедшая до нас не полностью, представляла Голгофу: мощный шестигранный каменный блок служил постаментом для фигуры распятого Христа. От нее сохранилась лишь полная скорбной патетики голова с частью торса. На каждой из шести сторон пьедестала размещены статуи ветхозаветных пророков, предрекавших пришествие Мессии-Спасителя. Они образуют поразительную по жизненности и разнообразию галерею человеческих образов. Особенно впечатляет Моисей, недаром памятник называют также и его именем. Это могучий бородатый старец, взгляд которого словно устремлен в будущее. Своеобразие эмоционального переживания, индивидуальное обличье свойственны и прочим фигурам. С прозорливым Моисеем соседствует согбенный горестными раздумьями Исайя, а по другую сторону — юный Давид, прикрыв глаза, погружен в сочинение псалмов. Рядом с ним, с гримасой скорби, Иеремия, далее — дряхлый Захария, охваченный глубокой печалью. Следом — мудрый Даниил, вскинув голову, указует на свиток с пророческими письменами. Свободно владея материалом, мастер искусно передает молодые и старческие лица, ткань одежд, свитки папируса и тома рукописных фолиантов. Завершить монумент Слютеру помогал его племянник и ученик Клаус де Верве, которому в частности приписывают фигуры ангелочков на столбиках-гранях шестиугольника. Последняя работа Слютера, не доведенная до конца (закончил ее Клаус де Верве), — гробница Филиппа Смелого (1385—1411, Дижон, Музей изящных искусств). Слютеру принадлежит здесь опоясывающая основание саркофага вереница плакальщиков — интересный пример повествовательного решения церемонии погребения. Мастер вновь демонстрирует композиционную изобретательность, остроту пластического восприятия действительности, склонность к экспрессивным характеристикам представленных лиц. Фигуры плакальщиков превращают ритуальное действо в полную напряженного драматизма жизненную сцену. Найденный мастером композиционный прием станет традиционным для французской пластики вплоть до XVI в. Значительные достижения мастера в области скульптуры не нашли, однако, достойного продолжения ни в нидерландской, ни во французской пластике XV в. На его родине, в Нидерландах, в это время преимущественное развитие получает живопись. Однако примечательно, что для ранних произведений нидерландских живописцев этого столетия характерно включение в картинные образы (особенно в алтарные композиции) фигур, исполненных в технике гризайли, имитирующей скульптуру. Возможно, на распространение такого приема оказало влияние знакомство с творениями Клауса Слютера.
Лит.: Мальцева Н. Л. Искусство Нидерландов // Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. Памятники мирового искусства. М., 1994; Troescher G. Claus Sluter und die Burgundische Plastik um die Wende des XIV. Jahrhunderts. Freiburg am Breisgau, 1932; Liebreich E. Claus Sluter. Bruxelles, 1936; David H. Claus Sluter. Paris, 1951.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Слютер" в других словарях:

  • Слютер — (Sluter)         Клаус [около 1340 50, Харлем (?), январь 1406, Дижон], бургундский скульптор. Выходец из Нидерландов. Около 1380 поселился в Брюсселе, в 1385 приехал в Дижон. С 1389 придворный мастер Филиппа Смелого, руководил работами в… …   Большая советская энциклопедия

  • Слютер К. — СЛЮ́ТЕР (Sluter) Клаус (ок. 1340/50–1406), бургундский скульптор. Мастер мощного темперамента, создавший ярко эмоциональные и пластически выразит. образы. Работая с 1389 в Дижоне, для монастыря Шанмоль выполнил статуи церк. портала… …   Биографический словарь

  • Слютер Клаус —         (Sluter) (родился около 1340 1350 умер в 1406), бургундский скульптор. Выходец из Нидерландов. С 1385 работал в Дижоне. С 1389 был придворным мастером герцога Филиппа Смелого. Около 1391 97 выполнил ряд статуй для портала церкви… …   Художественная энциклопедия

  • СЛЮТЕР (Sluter) Клаус — (1349 1406) бургундский скульптор. Создал пластически мощные, полные сурового реализма произведения (т. н. Колодец пророков в Дижоне, ок. 1395 1406) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Слютер Клаус — Слютер (Sluter) Клаус [около 1340‒50, Харлем (?), ‒ январь 1406, Дижон], бургундский скульптор. Выходец из Нидерландов. Около 1380 поселился в Брюсселе, в 1385 приехал в Дижон. С 1389 придворный мастер Филиппа Смелого, руководил работами в… …   Большая советская энциклопедия

  • СЛЮТЕР Клаус — (Sluter, Claus) (1340/1350 1406), бургундский скульптор, выходец из Нидерландов. С 1385 работал в Дижоне, с 1389 придворный мастер бургундского герцога Филиппа Смелого. Самая ранняя из известных работ Слютера скульптурное украшение портала церкви …   Энциклопедия Кольера

  • Слютер Клаус — (Sluter) (между 1340 и 1350  1406), бургундский скульптор. Создал пластически мощные, полные суровой выразительности статуи для так называемого Колодца пророков в Дижоне (около 1394  1406). * * * СЛЮТЕР Клаус СЛЮТЕР (Sluter) Клаус (1349 1406),… …   Энциклопедический словарь

  • Слютер Клаас — (между 1340 и 1350 1406) нидерланд. скульптор. Родился в Гаарлеме (север Нидерландов), учился в Брюсселе, в 1385 г. поступил на службу к герцогу Бургундии Филиппу Храброму и переехал в Дижон, где жил до конца своих дней. Здесь в картезианском… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • История Ростока — Вид на Росток с севера через реку Варнов: слева Старый город с церко …   Википедия

  • Бургундия — (Bourgogne)         историческая область на В. Франции, в бассейне р. Соны. Территория Б. охватывает департаменты Кот д Ор, Сона и Луара, Эн, частично Йонна. Площадь свыше 30 тыс. км2. Население около 1,5 млн. чел. (1968). Главный город Дижон. Б …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.